Чтение является одним из важнейших когнитивных навыков человека и одним из интереснейших объектов изучения в нейронауке, которая объединила в себе нейробиологию, нейрогенетику и нейрофизиологию. Вопрос о том, как именно наш мозг распознаёт текст, долгое время не даёт покоя учёным. В 2009 году в журнале Neuron команда специалистов во главе с доктором Максимилианом Ризенхубером (Maximilian Riesenhuber) из Медицинского центра университета Джорджтауна (GUMC) опубликовала революционное исследование в этой области. В статье были приведены доказательства существования нейронных образов для всех известных конкретному человеку слов письменной речи или так называемой орфографической лексики. То есть получается, что по мере накопления информации, в мозге формируется своеобразный иллюстрированный словарь, с помощью которого человек воспринимает прочитанное не по буквам или звукам, а по словам. И вот теперь новое исследование под руководством доктора Ризенхубера показывает, что ранее неизвестные и не несущие смысла слова после обучения также попадают в «библиотеку изображений». Нейроны по-разному реагируют на слова, которые знакомы человеку и которые он видит впервые. За процесс распознавания в этом случае отвечает небольшая область коры головного мозга, называемая областью визуальной словоформы (visual word form area), расположенная в левой части зрительной коры, которая отвечает за обработку визуальной информации. Интересно, что с другой стороны, в правой части, расположена область, ответственная за распознавание человеческих лиц. В ходе нового эксперимента 25 взрослым добровольцам предлагали посмотреть и постараться запомнить 150 бессмысленных «слов». Активность мозга до и после такой тренировки оценивали по результатам функциональной магнитно-резонансной томографии. Нейробиологи обнаружили, что после обучения активность области визуальной словоформы изменилась, поскольку участники эксперимента узнали бессмысленные наборы букв, как если бы они видели перед собой хорошо знакомые слова. "Это исследование является первым в своем роде, показывающим, как нейроны изменяют свои настройки в процессе заучивания новых сочетаний букв. Таким образом оно демонстрирует пластичность мозга", — рассказывает ведущий автор исследования, доктор Лори Глезер (Laurie Glezer) в пресс-релизе GUMC. Учёные считают, что их работы помогут, не только разобраться, каким образом мозг человека обрабатывает слова, но и принесут пользу людям, которые испытывают проблемы с чтением. Доктор Ризенхубер полагает, что, опираясь на результаты их исследований, для таких пациентов можно будет разработать принципиально новую систему обучения, которая будет основана на слове, как визуальном образе. |